Отредактировано:14.08.17 09:58
Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов.
Основателем сюрреалистического направления в мире моды стала итальянская аристократка Эльза Скиапарелли
В истории моды 20-го века, пожалуй, не было более яркой и оригинальной фигуры, чем Эльза Скиапарелли. К сожалению, в наше время ее имя упоминается, в основном, когда пишут и рассказывают о другой легендарной личности - Коко Шанель. Между тем, как считают многие историки, влияние Скиапарелли на современную моду значительно больше, чем творчества Великой Габриель, а в 30-е годы она была самым заметным и необычным мастером в мире моды.
Впервые талантливая Эльза обратила на себя внимание в конце 20-х годов.
Работы малоизвестной девушки оказались весьма необычными, а многие из них и вовсе вызывали у публики шок.
Ранние модели Скиапарелли представляли собой коллекции свитеров, в которых использовались то африканские мотивы, то рисунки матросских татуировок, то идеи работ художников-кубистов. На модных свитерах красовались змеи, якоря, омары, необычные орнаменты, мир моды впервые увидел рисунок "рыбий хребет".
Отличительной особенностью итальянки было то, что ее новые жизненные увлечения, поиски, чувства сразу же находили отражение в ее творчестве.
Например, модное увлечение авиацией вызвало появление моделей, которые стали основой стиля "пилот".
Эльза Скиапарелли полагала, что просто удобные вещи малоинтересны публике, поэтому своими моделями она хотела выделяться из однородной массы модельеров. Она смело внедряла новые идеи:
разделенную юбку (прообраз современных шорт),
раздельный купальный костюм телесного цвета,
бижутерию вместо настоящих драгоценностей.
Модные новаторские вещи шокировали, но привлекали клиентов в магазины Эльзы.
В начале 30-х годов Скиапарелли экспериментирует с созданием вечерних туалетов. И снова ее модели пользуются успехом. Особенно восторженными эмоциями мир моды встретил ее длинное платье-футляр из черного крепа, элегантность которого подчеркивали белый жакет и шарф, перекинутый через спину.
Воодушевленная успехом итальянка открывает один из первых бутиков в центре Парижа.
В 30-х годах журнал Time назвал Эльзу одним из лидеров моды, сумасшедшим гением, тогда как Коко была лишь во втором эшелоне.
Руководство Голливуда даже заключило с Эльзой многолетний контракт, в то время как контракт с Коко Шанель на Фабрике Грез продлился всего один год.
Также Скиапарелли плодотворно сотрудничала со многими звездами кино и театра. Модели Скиапарелли предпочитали Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд.
Стоит заметить, что звезды заказывали у талантливого модельера не только сценические костюмы, но и наряды для повседневной жизни.
Она эффектно применяла сюрреалистические мотивы в дизайне одежды.
К этому времени итальянка уже была одним из приверженцев сюрреализма.
Скиапарелли сотрудничала с Андре Бретоном, Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Пабло Пикассо. , Леонор Фини, Альберто Джакометти - имя и наряды Эльзы было на устах во многом благодаря скандальным нарядам.
К середине 30-х годов дарование Скиапарелли как модельера достигло наивысшего подъема.
Эльза не уставала фантазировать, а ее фантазии были безграничны.
Скиапарелли впервые начала шить вечерние платья из твида и использовать молнии-застежки в качестве декоративного элемента в модной одежде.
Талантливый модельер предлагала своим клиентам не просто одежду,
а экстравагантные мини-шедевры:
Изобретение платья-халата (оно же платье с запахом) за 40 лет до Дианы фон Фюрстенберг. Хитрое платье "сухого закона" с потайным карманом для фляжки.
Купальный костюм и теннисная юбка-шорты для дам - это всё Эльза.
Платье-лобстер,
платье-слезы,
платье с иллюзией выдранных клочьев,
костюм-комод - костюм, казавшийся надетым задом наперед,
одежду с изображением рентгеновских снимков - платье-скелет,
шляпка-туфля и шляпа в виде телескопа.
Не менее экстравагантны были и аксессуары:
перчатки с длинными ногтями-маникюром
платок в виде упаковки аспирина или
шарфы, на которых были "отпечатаны" газетные статьи о Скиапарелли,
пуговицы-насекомые.